Рождение новой театральной постановки очень сложная, кропотливая работа. Поставить полноценный спектакль, в котором играют дети – работа сложная вдвойне, но исключительно интересная. Профессиональным актерам, работающим в театре, не нужно объяснять нюансы работы «вживую» не только с партнерами по сцене, но и со зрителями напрямую. Все дети – это талантливые, творческие и разносторонне заинтересованные натуры, которым свойственно многое, но им только предстоит узнать, прикоснуться к искусству актерского мастерства в театральной деятельности. Поэтому спектакли, рождаемые в совместной деятельности с детьми – это увлекательная, «долгоиграющая», сложная, требующая невероятных вложений сил, эмоций, умений и навыков — работа. Но результат того стоит.
Еще в сентябре при составлении репертуарного плана на год театральной студии «Талия» Дома детского творчества «Ровесник» выбор декабрьской постановки пал на спектакль «Снежная Королева». Все студийцы разом представили – предновогодняя пора, суббота, магазины и учреждения одеты в праздничный наряд, в воздухе веет «елочно-мандариново — конфетным» настроением и… премьера новогодней сказки для детей «Снежная Королева» как никогда вписывается в этот приятный суматошный круговорот.
Решено! Ставим «Снежную». И вот пошла знакомая, привычная работа. Розданы и прочитаны сценарии, в театральной студии по традиции все сели кругом и начался процесс распределения ролей. Желающие сыграть главные роли – все как один! Дети амбициозны, смелы и настойчивы. Но кто же будет исполнять маленькие роли? Ведь без маленьких ролей не состоится весь спектакль! К.С. Станиславский, великий реформатор театра, режиссер, актер, драматург говорил: «Нет маленьких ролей, есть небольшие актеры». Вселить уверенность в каждого ребенка, донести смысл и значимость любой, большой или маленькой, роли – задача, требующая эмоциональных сил, познания в психологии и искусство убеждения. «Сегодня — Гамлет, завтра – статист, но и в качестве статиста он должен быть артистом» (К.С. Станиславский). Веские доводы все ребята принимают с пониманием, обещают не обижаться, но берут с меня слово – в следующем спектакле дать главные роли исполнителям маленьких ролей.
В процессе работы над сценарием понимаем, что материал выбран очень удачно, так как действий будет много и в каждом действии каждый студиец может реализовать себя в полной мере. И вот, роли распределены относительно способностей ребят и все готовы к «читке» сценария. Аудиоспектакль, чтение по ролям сидя на стуле, а уже затем «читка» в движении. Ребята очень любят тот момент, когда наступает этап «развода по мизансцене». (Миз̀ансце́на (фр. mise en scène — размещение на сцене) — расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля). Так более реально представляешь себя в предлагаемых обстоятельствах. Свобода действия, свобода эмоций, работа с необходимым реквизитом и атрибутикой. Начинается работа над ролью и спектаклем в целом.
Еще на теоретических занятиях студийцы знакомятся с правилами вживания в роль, прочувствование своего персонажа «всем нутром», душою. Образ должен быть не только внешний (грим, костюм, прическа), но и внутренний. Актер должен знать «чем живет» его персонаж, что думает, чувствует, его характер, привычки, поведение, даже то, что он ел на завтрак! Только тогда «вживание» в образ происходит максимально правдиво. Ледяная Снежная Королева (О. Меньшун) – холодна, надменна и настойчива; ее слуга Советник (С. Малышкина) – предан свои убеждениям, королеве, черств душой и напрочь лишен чувств доброты и сострадания. Это должно отражаться во всем, в движении, повороте головы, взгляде и непременно в голосе. Роль Советника играла девочка, поэтому тембр и темп речи этого персонажа отрабатывался отдельно на занятиях по технике речи. Роли птиц (ворон и ворона) тоже играли девочки (К. Балабанова и С Зинкевич) и сложность игры данных персонажей состоит в том, что пластика тела должна соответствовать пластике птиц – постоянное размахивание крыльями, походка и, конечно же, голос. Характерное «подкартавливание» ворона – непростая задача для произнесения текста на протяжении всего спектакля.
В водовороте театральных событий каждому ребенку персонально подбирали индивидуальность образа, искали некую «фишку», как сейчас говорят. Добрая и смелая Герда (А.Потапенко), справедливый и честный, а затем равнодушный, с холодным сердцем Кай (Н.Ушаков), заботливая и гостеприимная бабушка (А.Дударева), смешной и эмоционально-переменчивый Король (В. Бочко), добрый и отважный придумщик историй, Сказочник (А.Бондаренко), положительные герои: принц Клаус и принцесса Эльза (А. Бузанов, П. Зеленова), бессовестная и бесстрашная предводительница разбойников – Атаманша (Н. Свириденко), неугомонная, разбалованная Маленькая разбойница (П. Чубенко), орава разбойников, для которых не существуют слов чести и достоинства, а смысл жизни — золото (Бородач – К. Пищур, Иоганесс – Я. Киселева, Д. Котяш, П. Николаева, С. Шитиков, В. Бочко), красивый, добрый и благородный Северный олень (А. Шнейдер), маленькие жительницы Ледяного царства – сосулька и снежинка (Н. Рябцевич, Д. Казакова).
Все роли, которые исполняли дети, должны были запомниться зрителю. И ребята поняли свою задачу, ответственно подойдя к работе над образом: тренировали голос, походку, мимику лица и жесты, отрабатывали все до автоматизма. Это каждодневная работа над собой индивидуально и коллективно, это дисциплинированность на репетициях и ответственность за общее дело. Совместить обучение в школе, занятия в других кружках и секциях с занятием театральной деятельностью, под силу не каждому. Колоссальная нагрузка ложилась на плечи наших «театральных трудяг». Но это не пугало, ни ребят, ни родителей. Разносторонне развивая свой творческий потенциал, работая в дружной команде – мы все шли к одной цели. И труд моих юных актеров не прошел даром.
24 декабря состоялась долгожданная премьера спектакля «Снежная Королева». В зале – аншлаг, за кулисами – волненье. Загримированные, красиво одетые актеры подбадривали друг друга. Старшие успокаивали младших, «старички» (студийцы 4-5 года обучения) и педагог настраивали на рабочий лад «новичков».
Музыка, свет, аплодисменты и… закружила новогодняя сказка, освещая разноцветными огоньками и наполняя волшебством сказочные действия спектакля. Герои и благодарные зрители погрузились в необыкновенный мир загадочного театрального действа со счастливым концом, где по традиции, добро побеждает зло.
Полный аншлаг! Премьера спектакля удалась! Громкие аплодисменты, цветы, подарки и слова благодарности от присутствующих гостей. Уставшие, но довольные актеры с благодарностью принимали поздравления и коллективно позировали и улыбались в объективы фотокамер.
Занавес… Очередная, привычно сложная, но интересная работа сделана. Уже потом, в родной студии за чашечкой чая со сладостями, мы обязательно обсудим нашу премьеру, поделимся впечатлениями, нахлынувшими эмоциями, плюсами и возможными минусами, сделаем работу над ошибками. А сейчас… Сейчас непременно хочется сказать «Спасибо».
Спасибо моим «пчелкам» — студийцам за достойный предновогодний спектакль, ту сказку, которую под Новый год мы вместе подарили маленьким зрителям и гостям.
Спасибо всем родителям, которые вместе с нами переживали долгожданную премьеру, помогали с костюмами, реквизитом, поддерживали добрым словом – Шкоркиной О.П., Свириденко Т.А., Ушаковой Л.П., Потапенко С.В., Шнейдер В.Л. и Шнейдер М.А., Пищур О.А., Киселевой Е.А., Рябцевич О.П., Лесниченко М.В., а так же всем тем, кто поддерживает своих ребятишек и приходит на все наши спектакли.
Спасибо помощникам-осветителям, выпускникам Лицея – В.Кирченко, А. Гаврилову и Р.Бороздичу, без помощи и спецэффектов которых, эта сказка не засияла бы красивыми огоньками, и зал не наполнился характерным световым волшебством.
Спасибо коллегам нашего родного ДДТ «Ровесник» за помощь и поддержку!
До новых театральных встреч! Встреч в театре, в котором играют дети.
Е.В. Тетерятникова,
педагог дополнительного образования ДДТ « Ровесник»,
руководитель театральной студии