В современном мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб.
Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Поэтому необходимо формировать экологическую культуру с раннего детства.
Когда начинаешь беседовать с детьми и задаёшь вопрос: — Что такое «Экология», в лучшем случае слышишь ответ: — это защита нашей земли. Да действительно, наши дети имеют некоторые знания об экологии, о проблемах, связанных с защитой окружающей среды. Но наша задача заключается в том, чтобы ребята не абстрактно защищали нашу природу, а знали, как практически ей помочь. Поэтому задача педагогов при проведении мероприятия состоит не только в том, чтобы дать ребятам определенный объем знаний по экологии, но и привить навыки осмысленного взаимодействия с природой, практической помощи окружающей среде.
Исходя из данной концепции, педагоги дополнительного образования Дома детского творчества «Ровесник» ведут эту работу планомерно и систематически. Много мероприятий по экологическому воспитанию проводятся в тесном сотрудничестве с социальными партнёрами Зейским Государственным заповедником, ПАО «РусГидро-«Зейской ГЭС», управлением эксплуатации зейского водохранилища. Такие мероприятия, как «ОберегаЙ», «Тигриною тропой», «Запуск воздушных змеев», «Мир заповедной природы», «День воды» стали традиционными.
С реорганизацией станции «Юннатов» и введением в штат ДДТ «Ровесник» специалистов по экологическому просвещению, эта работа продолжается. Юные жители города участвуют во всех муниципальных и областных конкурсах, акциях, экологических праздниках и фестивалях.
За прошедший год было проведено более сорока мероприятий различного уровня, в которых приняло участие около 4000 человек. В рамках областных конкурсов «Юный флорист», «Живые богатства планеты», «В равновесии с природой», «Амурский край – люби его и воспе6вай!», «Зелёная планета», «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», проведены муниципальные смотры, в которых приняли участие все образовательные организации. Согласно положению, работы победителей были направлены на областной конкурс.
Основным условием формирования экологической культуры является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности.
При работе в этом направлении особую роль играют интеллектуально-познавательные игры. Практически все экологические встречи заканчиваются интерактивными и интеллектуально-познавательными играми. Особое место занимают игры, созданные на основе телевизионных, таких как «Своя игра», « Что ? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером?»
Для того, чтобы знания, а самое главное, стремление к защите окружающей среды, остались в душе каждого ребёнка, занятия проводятся на основе краеведческого материала. Так изучая Красную книгу Амурской области, ребята узнали, что цветок «Венерин башмачок» зацветает только на 17 год, а водное растение «Чилим», это ровесник динозавров. Полученные знания способствуют наиболее бережному отношению к этим уникальным растениям. При изучении лесных богатств Амурской области младшие школьники отвечали на вопросы викторины «Собери дерево», где надо было угадать дерево по описанию и показу его плодов, играли «Найди лишнее» по растениям, занесенным в Красную книгу, и решали кроссворды.
Интересно, с азартом играли старшеклассники в «Свою игру» по экологии человека. В завершении цикла бесед по данной теме была проведена заочная, викторина «Экология человека».
Не всегда есть возможность понаблюдать за жизнью диких животных, увидеть своими глазами уникальные явления природы, или отправиться в подводное царство. Для изучения жизни животных, раскрытия экологических проблем, педагоги использовали такую форму работы, как заочное путешествие, виртуальная экскурсия, экскурсионно-познавательный журнал. Младшие школьники провели виртуальную экскурсию в зимний лес, где узнали, как чувствуют себя деревья в лесу, как животные и птица приспосабливаются к этому времени года, увидели следы жизнедеятельности обитателей леса. Ребята постарше путешествовали по заповедным тропам Амурской области, а также познакомились с морскими млекопитающими, их средой обитания и экологическими проблемами в этой области.
Правила поведения в лесу, защитим лес от пожара, оставьте ёлочку в лесу – все эти призывы были составлены ребятами и отражены в агитлистовках, плакатах. Свои работы они распространили среди родных и знакомых, жителях города, По правилам поведения в лесу, педагоги создали буклет с детскими рисунками и распространили среди школьников.
В соответствии с экологическим календарём в течение года проводились экологические игры-конкурсы между учащимися школ города. Незабываемо прошла игра для семиклассников «Птичья карусель», где наряду с конкурсами по знаниям орнитологии были состязания на ловкость, артистичность, меткость. А вот шестиклассники участвовали в интеллектуально-познавательной игре «Заповедными тропами». Здесь надо было показать не только знания о заповедниках Амурской области, но и быть внимательным, наблюдательным и уметь работать в группе.
К Всемирному Дню воды прошел целый комплекс мероприятий, посвященный этому празднику. Ребятам были представлены видеофильмы «Чудо природы» и «Экзотический дождь». После просмотра – виртуальная игра «Спасательный круг», при помощи которой юные экологи узнали много интересного о воде, о её составе, уникальных источниках и бережном отношении к воде. Фильм «Экзотические осадки» привел некоторых ребят в шок. Они впервые узнали, что с неба может идти дождь из пауков, лягушек, рыбы, что бывает цветной дождь. Узнали как получается это уникальное явление природы. В завершении экочаса сыграли «Кто хочет стать миллионером», где показали свои знания о воде.
К Всемирному Дню охраны окружающей среды была проведена квест-игра для учащихся пятых классов «Заповеди эколога». Полученные в ходе игры, знания надолго запомнятся ребятам. Ведь эти знания они добывали непосильным трудом, проходя маршрут по ориентированию, разыскивая подсказки, правильно составляя пазлы и получая заповедь эколога.
Экологическое воспитание – это систематическая работа по формирования экологической культуры и преодолению равнодушного отношения некоторых детей к состоянию окружающей среды. Поэтому и в летний период эта работа не прекращается. В период работы летних оздоровительных площадок проводились экологические викторины, игры, конкурсы. В Доме детского творчества «Ровесник», в «экостудии» ежедневно велись занятия по экологии, где ребята узнавали животный мир материков, их особенности проживания, знакомились с растениями, занесенными в Красную книгу Амурской области. А в оздоровительных лагерях школы №1 и Лицее специалистами ДДТ «Ровесник» были проведены экологические игры по станциям «Юные орнитологи» и квест-игра «Люби и охраняй природу».
Не потеряли связь и со специалистом станции «Юнатский» при МБУ «ЕСпБ г. Зеи» Мариной Аркадьевной Ситниковой, которая всегда помогает советом и практическими рекомендациями по приобщению юных экологов к исследовательской работе. Совместно со специалистами по благоустройству города летом 2015 года ребята ухаживали за клумбой у памятника, посвященного 50-летию Победы, а в это лето на базе станции работает бригада юных овощеводов.
Одной из главных задач экологической работы является пропаганда экологических знаний и здорового образа жизни среди юных жителей города и их родителей. И эту задачу стараются выполнять педагоги ДДТ «Ровесник».